Подготовка военных водителей - Как плучить категорию

«Военный водитель» – это звучит гордо

Что кроме гордости стоит за этими словами?

В предыдущем выпуске «Рубежей ДОСААФ» мы рассказали нашим читателям, что Ярославское региональное отделение ДОСААФ России готовит военных водителей в трёх объединённых технических школах (ОТШ): Ярославской, Рыбинской и Переславской. Теперь мы подробнее остановимся на самой крупной из них, расположенной в областном центре.

«Военный водитель» – это звучит гордо

Ярославль издавна имеет репутацию промышленного города, где делается ставка прежде всего на точные науки и технические профессии. Поэтому неудивительно, что Министерство обороны на наш регион распределило заказ на подготовку для армии таких специалистов, как военные водители. Конечно, это не так романтично в глазах молодёжи, как, например, десантник, моряк или пограничник, но таковы реалии жизни. Хотя, с другой стороны, современная армия – это армия на колёсах! И тяжёлые грузовики – «Уралы», КамАЗы востребованы во всех родах войск. А в том же десанте, как известно, с парашютом прыгают все – даже «водилы».

Все, кто бывает в районе Ярославского автовокзала на Московском проспекте, может видеть, как регулярно из ворот автопарка ОТШ на Силикатном шоссе выезжают военные

КамАЗы и «Уралы», за рулём которых сидят молодые парнишки в гражданской одежде. Это курсанты учебных взводов ДОСААФ, которых через несколько месяцев ждёт призыв в Вооружённые силы. Они сделали добровольный выбор – получить профессию водителя тяжёлого грузовика – и стали заниматься здесь по направлению из военкомата.

С восьми утра грузовики объединённой технической школы ДОСААФ аккуратно пробираются сквозь пробки проспекта и отправляются на занятия на полигон, что находится в посёлке Щедрино Ярославского района.

– Занятия учебных взводов по практическому вождению длятся до семи часов вечера, – рассказал начальник Ярославской ОТШ Евгений Насонкин (на снимке). – Площадь полигона составляет три с половиной гектара, на нём одновременно могут обучаться курсанты на четырёх машинах. Теоретическая и практически лабораторная подготовка ведётся в современных специально оборудованных классах в здании автошколы.

По словам Евгения Михайловича, Ярославская ОТШ имеет восемнадцать учебных классов, которые могут обеспечить одновременное обучение пяти учебных взводов (это 150 человек) по военно-учётной специальности (ВУС) и шести «гражданских» учебных групп (180 человек), занимающихся для получения водительских удостоверений главным образом по категории «В».

Кроме того, все желающие могут также пройти обучение по категориям «А» (мотоцикл), «С» (грузовой автотранспорт), «Д» (водитель автобуса), а также «Е» – управление автомобилями с прицепом.

Допризывники же в первую очередь готовятся получить военную специальность по ВУС-837 «военный водитель». Бесплатное получение водительских прав по категории «С» (грузовик от 3,5 тонны) и желание служить в армии водителем являются основной мотивировкой молодых людей. Однако Ярославская ОТШ ДОСААФ для ребят даёт и дополнительные льготы. Одновременно с «вусовским» образованием они имеют возможность получить права на вождение мотоцикла и легкового автомобиля.

Специфика такого обучения заключается в том, что правила дорожного движения по категориям «А», «В» и «С» молодые люди могут изучать одновременно. Практическое же вождение преподаётся по льготным расценкам. Например, на легковом автомобиле они составляют 12 тысяч рублей при «накате» в 50 часов.

– Автомобильный парк у нас регулярно обновляется, – говорит Насонкин. – Мы получили из Северо-Кавказского военного округа девятнадцать автомобилей «Урал»-4320 и КамАЗ-4310. Машины как двуосные, так и трёхосные. Грузовики находились на базах хранения техники, поэтому они практически новые. Что же касается укомплектования автомобилями учебных групп «массовых технических профессий», то здесь мы имеем в основном «четырнадцатые» модели ВАЗ, а также иномарки. Например, только в этом году мы приобрели новую машину «Дэу-Нэксиа». Нужно заметить, что по категории «В» готовим людей на машинах исключительно с механической коробкой передач, чтобы не было потом никаких отметок в водительских удостоверениях, ограничивающих права на вождение различных моделей машин.

– Евгений Михайлович, в начале года областное управление ГИБДД опубликовало рейтинг автошкол нашего региона. Ярославская  объединённо-техническая находится в тройке лидеров. С чем это связано? – спросил я Насонкина.

– Наши выпускники экзамены сдают в ГИБДД с такими результатами: теория для ВУС – 96 – 98 процентов успеха, вождение с первого раза – 80 процентов; для массовых технических профессий – теория 98 процентов, практика 65 процентов, – ответил он.

– С чем связана такая большая разница?

– По категории «В» у нас учатся довольно много девушек. Им с первого раза сдавать «улицу» тяжеловато.

К качественным показателям работы школы можно отнести факт, что все инспектора ГИБДД, патрулирующие улицы Ярославля на мотоциклах BMW, обучались в её стенах.

Впрочем, в Ярославской ОТШ обучение военной профессии не замыкается только на изучении автомобильного дела. Ведь в системе ДОСААФ готовят не только водителей, но и солдат. Поэтому в школе находятся специализированный класс, где ребята проходят начальную военную подготовку, упразднённую в общеобразовательных школах. Недаром практически весь преподавательский состав ОТШ состоит из офицеров запаса. Есть здесь и учебное оружие, методические пособия.

Об уровне военной и физической подготовки в учебном заведении говорит тот факт, что его курсанты в этом году на областной спартакиаде среди ОТШ ДОСААФ нашего региона завоевали первое место. Затем поехали на финальные соревнования в Брянск, где показали очень хорошие результаты среди областей Центрального федерального округа.

Впрочем, демографический спад в стране и отсутствие внятной государственной политики в сфере патриотического воспитания молодёжи дают свои результаты. Проблема выполнения плана призыва приносит головную боль не только военкоматам и местной исполнительной власти, но и системе ДОСААФ, у которой есть свои обязатель­ства перед Министерством обороны.

По словам Насонкина, по плану Министерства обороны на этот год Ярославская ОТШ должна подготовить 565 военных водителей. На данный момент он выполнен почти на 50 процентов. К концу года руководство ОТШ намерено выполнить обязательства перед военным ведомством на 95 процентов. Однако нужно учитывать, что речь идёт о наиболее крупном образовательном учреждении в области, находящемся к тому же в Ярославле, где молодёжи довольно много. У остальных с выполнением плана хуже. Не зря представители военных комиссариатов регулярно со­бираются на совещания в ДОСААФ...

В то же время поводов для особого оптимизма и в Ярославле тоже нет. Современная молодёжь в областном центре не слишком спешит обзавестись профессией водителя тяжёлого грузовика даже за счёт государства. У неё сейчас другие приоритеты. Нель­зя сбрасывать со счетов даже тот фактор, что занятия среди ребят проводятся преимущественно в вечернее время, чтобы они смогли не отрываться от работы или учёбы в школах, профессиональных училищах или колледжах. А ведь в молодые годы так хочется погулять, если ещё и при этом «светит» близкий призыв в армию...

Традиционно план подготовки по этой «вусовской» профессии выполнялся за счёт молодёжи из муниципальных образований области. Бесплатное получение профессии водителя для неё – это хороший шанс во взрослой жизни начать её не с нуля. Однако всем известно, сколько осталось в сёлах молодых парней!

Проблема заключается также в том, что объединённые технические школы расположены в крупных городах Ярославской области. До­браться до них парням из глубинных районов вроде Пошехонья или Брейтова невозможно. Ведь это время и деньги. Кто их возместит? Ни у военкоматов, ни в региональных отделениях ДОСААФ такой строки расходов в бюджетах нет.

Региональное отделение ДОСААФ готово идти на то, чтобы теоретическую подготовку по ВУС организовывать на «местном уровне» – на базах своих обычных, не специализированных, автошкол: таких как Гаврилов-Ямская, Ростовская и Пошехонская. Но для обучения парней практике вождения на грузовиках их всё равно придётся собирать на полигонах ОТШ. За чей счёт? Министерство обороны расходы покрывать не спешит.

В результате каждое учебное отделение ДОСААФ на местах выкручивается как может. Например, Ярославская ОТШ заключила договор с Красноперекопским районным межшкольным учебным комбинатом, проводящим занятия по автоделу среди старше­классников. Те имеют возможность заниматься в классах объединённой технической школы. Более того, ребята получают 3 – 4 часа уроков вождения на грузовых автомобилях. Что ж, всё-таки резерв.

Но это опять-таки один район города из шести. А остальные?

Конечно, в Москве могут в очередной раз пенять на «неповоротливость» местных военкоматов, властей и «нежелание ДОСААФ изыскивать внутренние резервы». Однако думается, что здесь проявляется «системный подход» сброса лишних проблем со своего ведомства. Именно так поступило Министерство обороны, сплавив в регионы обязанности по допризывной подготовке и выполнению плана призыва в армию.

Автор: Вадим НАЗАРОВ
Газета "Севарный край"

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 1262 раз(a).